На XVIII международном форуме «Транспорт России», который прошел в Москве 19 ноября, обсуждались планы расширения мультимодального маршрута Север – Юг. В частности, было объявлено, что восточный ответвление этого коридора пройдет через Казахстан, Узбекистан и Таджикистан, выходя на Афганистан. Затем маршрут продолжится к портам Пакистана или в Индию.
Данный проект стал возможен после того, как 6 июня в Пекине были подписаны соглашения о присоединении Пакистана к транспортному коридору Север – Юг.
Министр транспорта России, Роман Старовойт, на пленарной дискуссии подчеркнул, что азиатские страны играют ключевую роль в маршрутах, связывающих Россию с Южной Азией и Китаем. По его словам, это расширение значительно улучшит транспортную доступность для стран региона.
Министр транспорта Узбекистана Илхом Махкамов добавил, что через территорию Узбекистана железнодорожная сеть будет разветвляться в нескольких направлениях, что усилит связь стран Центральной Азии с Ираном и Китаем. Он также отметил, что планируется связать Китай, Прикаспийский регион и Турцию через Узбекистан, что превращает страну в значимый логистический узел. Начало реализации проекта намечено на конец 2024 года.
По словам министра транспорта Таджикистана Азима Имброхима, в рамках реализации дорожной карты коридора Север – Юг планируется строительство инфраструктуры на сумму $5 миллиардов, что включит расширение и электрификацию железнодорожных путей. В ближайшие годы в транспортную систему страны будет инвестировано $6,3 миллиарда из различных источников.
Геннадий Бессонов, председатель исполкома Координационного транспортного совещания государств СНГ, отметил, что проект позволит сократить расстояние по сравнению с другими маршрутами и откроет новые возможности для стран СНГ в направлении Китая.
Для переориентации логистических маршрутов на Восток и Юг потребуется также расширение уже существующих транспортных путей, таких как Транссиб и БАМ. Кроме того, Роман Старовойт подчеркнул важность Северного морского пути, который должен стать частью большого мультимодального коридора от Калининграда и Санкт-Петербурга до Владивостока.
Еще в сентябре стало известно, что активность на международном транспортном коридоре Север – Юг заметно возросла. Дмитрий Биричевский, директор департамента экономического сотрудничества МИД РФ, заявил, что к проекту могут присоединиться новые страны, если это будет экономически целесообразно.